Путеводитель по Москве

Мечети

Историческая мечеть

Историческая мечеть МосквыВ связи с исчезновением мечети в Замоскворечье ⅩⅦ–ⅩⅧ веках московские мусульмане неоднократно пытались добиться разрешения властей на возведение мечети в камне начиная с 1805 г. Некоторая либерализация общественной жизни позволила им пользоваться в 1818–26 гг. зданием Магометанского молитвенного дома. Только в 1823 г. мусульманская община получила разрешение столичного генерал-губернатора князя Д.В. Голицына на строительство каменной мечети, которое все же сопровождалось ультимативными условиями:

«Чтобы крику, каковой обыкновенно татарское общество делывали с возвышенных мест для созыва к своим обрядам, отнюдь впредь производимо не было, и чтобы дом, в коем купец Хамалов может по обряду своему отправлять богослужение, отнюдь строим не был в виде мечети и не назывался бы мечетью». Строительство мечети велось на участке купца 1-й гильдии Хошалова Н.А., который либо получил по наследству от отца, либо специально выкупил для мусульман владение по Бол. Татарской улице (современный адрес: Большая Татарская ул., 28) и затем передал его общине в качестве вакфа. Первоначальный вид строения мало напоминал мечеть и ничем не выделялся от соседних особняков. В 1858 г. Был проведен ремонт молитвенного дома. Между 1880 и 1884 гг. (вероятнее всего, в 1882 г.) была осуществлена перестройка И.м.; проект был выполнен архитектором Г. Ивницким. Этому предшествовало прошение старшего ахуна Х. Агеева, старосты молитвенного дома Ибрагима Девишева и Салиха Ерзина, главного финансиста проекта, на имя генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова, в котором отмечалось: «Наше магометанское общество и военные чины онаго, числом значительно увеличилось, а находящаяся здесь в Москве мечеть не может вместить в себя более 300 человек по пятницам и праздникам отчего приходится совершать молебствия снаружи мечети, что для нас весьма неприятно, особенно в холодное время года». Исходя из этого, авторы письма просили разрешить им увеличить «эту мечеть по фасаду». В результате проведенной перестройки здания оно было расширено по восточному и западному фасадам, причем над обеими пристройками и над крышей основного объема мечети были построены минареты. Вместимость И.м. (вероятно, с учетом подвалов, двора и соседнего здания медресе) увеличилась до 1500 человек. Именно эта мечеть на протяжении ⅩⅨ века имела статус Соборной (с ⅩⅩ века Соборной называется мечеть в Выползовом пер., построенная в 1904 г.); сегодня она носит название «Исторической» (татар. «Тарихи мечет», араб. «аль-Масджид ат-Тарихи»; термин появился в нач. 1990-х гг.). И.м. явилась преемницей существовавшей до нее мечети в Москворечье ⅩⅦ–ⅩⅧ веков и Магометанского молитвенного дома начала ⅩⅨ века. И.м. действовала на основании законоположения 1857 г., которое установило, что «богослужение должно совершаться старшим духовенством только в соборных мечетях, каковая соборная мечеть здесь в Москве с незапамятных времен правительством отведена на Б. Татарской улице, что в Пятницкой части 1 участка, почему она получила свое раньше название Татарская слобода, а ныне улица, где и совершаются все торжественные молебствия без малейшего недоразумения более века». В сентябре 1915 г. на деньги Садека Салиховича Ерзина около И.м. было построено каменное здание медресе, которое сегодня выполняет роль административного помещения. В 1826 г. имамом мечети значится Асханов С.М. С 1833 г. по 1867/68 г. имамом И.М. являлся Агеев Р., затем вплоть до 1913 г. – его сын Агеев Х., в 1913–36 гг. – зять последнего Шамсутдинов А., который был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1923–25 гг. в И.м. преподавал основы ислама М. Биги. В 1936 г. И.м. была закрыта; в советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 г. были снесены минареты. В 1944–47 гг. московские мусульмане пытались добиться возвращения здания И.м., однако им это не удалось. С кон. 1980-х гг.мусульмане Москвы в лице старейшин татарской общины неоднократно ходатайствовали о возвращении И.м. верующим. В ноябре 1990 г. было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман (РОМ) «Байт-Аллах» (зарегистр. в разных инстанциях в 1989–90 гг.) во главе с имамом Махмудом Велитовым, однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании И.м. с нач. 1980-х гг., и некоторых жильцов окрестных домов процесс передачи был отложен. Окончательно здание И.м. передается мусульманской общине в январе 1991 г. 17.10.1991 г. в И.м. была совершена первая молитва. В 1992 г. на средства посольства Королевства Саудовской Аравии (КСА) в Москве, при личном участии посла д-ра Абдель-Азиза Ходжа и шейха Ибрахима аль-Анкари из КСА была осуществлена полная реконструкция И.м. В 1993 г. И.м. была заново открыта после долгих лет забвения.

В 1998 г. на средства Р.Д. Баязитова была осуществлена еще одна реконструкция здания И.м. В 1999 г. РОМ «Байт-Аллах» было вытеснено из мечети (в мечеть «Ярдям») его юридическим «двойником» во главе с Ф. Юсуповым. Далее в составе ДУМЕР в И.м. было зарегистрировано РОМ «Историческая мечеть», осуществляющее руководство мечетью вплоть до сего дня. Имамами И.м. являются: Фахретдинов Х.Ф., Садеков Рамиль Салехович (1972 г.р., москвич, сын выходцев из с. Урга Нижегородской обл., окончил шариатский фак-т марокканского ун-та алКарауин; председатель Благотворительного фонда при РОМ «Историческая мечеть», автор многочисленных интервью в московских и федеральных СМИ, вкл. телеканалы, по актуальным вопросам развития исламского сообщества России и мира; ответственный за работу официального сайта И.м.), Ахметжанов Р.С. и Сейфетдинов Салех Хамзинович (1984 г.р.,уроженец с.Ендовищи Нижегородской обл., внук имама с. Ендовищи Хаммята Мусина, выпускник Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия»). Религиозная организация мусульман (РОМ), создана в 1999 г. Входит в состав ДУМЕР, с 1999 г. осуществляет руководство Исторической мечетью. При РОМ с 2000 г. функционирует благотворительный фонд с одноименным названием, осуществляющий программы по след. направлениям: единовременная материальная помощь различным категориям нуждающихся (погорельцам, сиротам, инвалидам и др.);раздача фитр-садака малоимущим, приуроченная к празднику Ураза-байрам; раздача мяса жертвенных животных в дни праздника жертвоприношения; опека социальных приютов для детей и подростков в Московской и нижегородской областях; организация питания малоимущих, нуждающихся и лиц без определенного места жительства путем выдачи талонов на бесплатное питание в трапезной мечети; рассылка литературы в места лишения свободы. 28.12.2000 г. на средства фонда была открыта молитвенная комната в СИЗО «Бутырская тюрьма»; выделенное администрацией помещение отреставрировали строители-мусульмане, поставили минбар. Председатель фонда – имам Исторической мечети Рамиль Садеков. Под шефством И.м. находится молельная комната при филиале наркологической больницы № 17. При И.м. под руководством РОМ функционирует медресе, в котором изучаются основы ислама и арабского языка; преподавание ведётся на татарском и русском языках.

Адрес

ул. Большая Татарская, д.28

Станция метро

Новокузнецкая

Телефоны

951-84-48

Соборная мечеть

Соборная мечеть МосквыВторая после мечети в Замоскворечье мечеть Москвы, расположена в Выползовом пер. После образования Второго мусульманского прихода Москвы 1894–1904 гг. члены новой общины решили изыскать возможности для строительства новой мечети. В прошении муллы этого прихода Бедретдина Алимова, мещанина С. Бакирова, касимовского купца Х. Акбулатова и др. на разрешение строительства второй мечети от 1894 г. (в год вступления на престол императора Николая Ⅱ) сказано о «малой вместимости до 1500 человек» мечети в Замоскворечье. Тем не менее, несмотря на либерализацию общественной жизни в России в начале ⅩⅩ века, прошло почти 10 лет, прежде чем в районе Марьиной рощи появилась вторая московская мечеть (с конца 1930-х гг. именуется С.м.). Участок по Выползову пер. в Мещанской части города перешел в собственность московского купца Хусаина [в док-те ЦАНТД – Хасана] Мусяевича Байбекова не позднее января 1902 г. В июле 1903 г. в Московскую городскую управу пришло прошение Х.М.Байбекова «разрешить мне в владении построить каменное трехэтажное жилое строение… и деревянное жилое строение…»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается, а чертеж, приложенный к прошению 1903 г. и подписанный архитектором Н. Струковым, не является планом мечети, сохранившейся до сего дня почти в первоначальном виде.

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия собственника участка Х.М. Байбекова два других лица – мещанин Сабирзян Бакиров и касимовский купец Хабибулла Акбулатов – стали совладельцами зданий на участке.

Второго декабря 1902 года С. Бакиров и Х. Акбулатов подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания. После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен. В истории Москвы немало аналогов такого рода легализации мусульманских учреждений «постфактум». Так, в 1912–13 гг.община просила разрешение властей построить во дворе С.м. двухэтажное деревянное здание «под квартиры»; в действительности же в новом здании, помимо жилых помещений, начало работу и религиозное училище (после революции, вероятно, именно здесь расположилась татарская школа № 48). В журнале «Зодчий» № 32 от 1904 г. появилась справка: «Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в византийском стиле с хорами на 2000 молящихся». Строительство С.м. финансировал Ерзин Салих Юсупович (при участии касимовских купцов Х. Байбекова, Вагаповых, Кашаевых и др.).Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н. Жуковым, а в ноябре того же года мечеть была готова к началу богослужений. 27 ноября 1904 г. первый имам-хатыб новой мечети Алимов Бедретдин-хазрат подал прошение совершить в ней первый намаз. Сохранилась переписка ведущих прихожан С.м. с муфтием ОМДС с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму. Его помощником и вторым имамом С.м. являлся сын Бедретдина, Сафа Алимов, после ареста которого в 1920/21 гг. мечеть возглавил Абдульвадуд Фаттахетдинов. Репрессии кон. 1920-х гг. привели к скоропостижной кончине муэдзина Абдурахмана Алимова (второй сын основателя мечети) и аресту имама А. Фаттахетдинова в 1928 г., после чего мечеть возглавил бывший имам Нижегородской Ярмарочной мечети и казый ЦДУМ Габдулла Сулеймани (1929–30).Муэдзином при нем был Муса Вахитов, который затем стал имамом-хатыбом мечети (1930–36). В 1936 г. сотрудниками НКВД было инспирировано «дело о заговоре руководителей ЦДУМ», по которому Г. Сулеймани, Муса Вахитов, имам Исторической мечети А. Шамсутдинов и др. были репрессированы в 1936–37 гг. Тогда же мечеть в Замоскворечье была закрыта властями, и мечеть в Выползовом переулке, ставшая «Соборной» (до того этот статус принадлежал мечети на Бол. Татарской ул.), осталась единственной функционирующей на территории центрально-европейской части СССР. Московскую столичную общину в 1936–53 гг. возглавлял Халил Насриддинов, при котором отношение властей к религии поменялось в связи с началом Великой Отечественной войны с фашистской Германией. После прихода к власти Н.С.Хрущева имамам С.м. Исмаилу Рахматуллину (1953–54) и Исмаилу Муштари (1954–56) пришлось выдержать прессинг нового наступления на религию. В 1956–63 гг. имамом хатыбом мечети был Камаритдин Салихов, до этого бывший имамом мечети «Марджани» в Казани; в 1956–63 гг. вторым имамом являлся Ахмедзян Мустафин, ставший затем имамом-хатыбом мечети и проработавший в этой должности до 1986 г. С 1963 г. Вторым имамом, а с 1964 г. – имамом-хатыбом был Ризаутдин Басыров, исполнявший обязанности имама до самой смерти в 1994 г. В 1980–89 гг. обязанности имама-хатыба мечети исполнял выпускник бухарского медресе «Мири-Араб» и Ташкентского исламского ин-та Шамиль Юнеев. Со времен перестройки начался качественно новый этап в жизни С.м., связанный с изменением общественно-политической обстановки в стране и совпавший с назначением в 1987 г. новым имамом-хатыбом молодого выпускника бухарского медресе «Мири-араб» Равиля Гайнутдина. Начиная с 1990-хгг., имамы Анас Садретдинов, Раис Билялов,Ваис Бедретдинов, Мустафа Кютюкчю, Ильдар Аляутдинов и др. успешно продолжают дело своих предшественников в мечети. С новейшей эпохой связано возникновение на базе С.м. таких значимых в жизни российских мусульман религиозных организаций, как Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) и Совет муфтиев России (СМР), которые располагаются в административном здании напротив С.м. (построено в 1993–94 г.). С 2005 года под руководством ДУМЕР и СМР осуществляется грандиозный проект реконструкции здания С.м. и ее многократного расширения в связи с нехваткой молельных площадей для верующих.

Адрес

Выползов пер., 7

Станция метро

Проспект Мира

Телефоны

681-49-04

Мемориальная мечеть на Поклонной горе

Мемориальная мечеть на Поклонной гореМечеть возведена в 1995–97 гг.по инициативе правительства Москвы и Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) в честь памяти погибших воинов-мусульман, отдавших свои жизни в Великой Отечественной войне. Автор проекта – известный московский архитектор Ильяс Тажиев. Во внешнем облике мечети соединены черты разных архитектурных школ мусульманского Востока: татарской, узбекской, кавказской. Мечеть стала одним из наиболее оригинальных архитектурных украшений города. При мечети действуют община и медресе. На Поклонной горе также возведены православная церковь и иудейская синагога. Тем самым это место стало символом единства всех народов России, общности исторических судеб последователей разных религий. Ход строительства осложнялся позицией ряда общественных и политических организаций, выступивших против возведения М. на Поклонной горе – в частности, в администрацию президента РФ и Госдуму было направлено подобное обращение депутатов Московской областной думы. Благодаря твердой позиции московского мэра проект был реализован на средства правительства Москвы при финансовой помощи правительств Татарстана, Башкортостана, Адыгеи, Казахстана. Торжественное открытие М. состоялось 6 сентября 1997 г.; на церемонии присутствовали президенты: Казахстана – Н.А. Назарбаев, Башкортостана – М.Г. Рахимов, Татарстана – М.Ш. Шаймиев, мэр Москвы Ю.М. Лужков, многочисленные гости из разных областей РФ и СНГ и из-за рубежа: Кувейта, ОАЭ, Турции, Пакистана и др.Под молитвенным залом М. расположены вспомогательные и хозяйственные помещения и кабинеты имамов, классы для занятий. В 2006–07 гг. производилась пристройка к М.с целью расширения молитвенных помещений. Имам-хатыб М. с момента ее открытия – Ш. Аляутдинов; с 2000 г. вторым имамом является выпускник Московского исламского ун-та Ринат Аляутдинов, 1977 г.р., уроженец с. Красная Горка,Сафаджай Пильнинского р-на Нижегородской обл. Т.к. у пожилых татар уже сформировались свои стереотипы в отношении Соборной мечети как своего «оплота», они в основном являются прихожанами Соборной мечети (а также мечети «Ярдям» в Отрадном). В мечет на Поклонной ходят татары среднего возраста и др. мусульмане – вайнахи, дагестанцы,турки. Проповеди – в современном стиле, довольно короткие, на арабском и русском языках.

Адрес

ул. Минская, 2Б

Станция метро

Парк Победы

Телефоны

(499) 502-19-06

Мечеть Ярдям

Мечеть ЯрдямМечеть, является частью Духовно-просветительского комплекса в московском районе Отрадное, в который также входят шиитская мечеть «Инам», православная церковь, синагога. Строительство началось осенью 1996 г.по инициативе и за счет Благотворительного фонда развития татарского духовного наследия «Хиляль», учрежденного в октябре 1996 г. предпринимателем и меценатом Р.Ж. Баязитовым. Торжественное открытие мечети состоялось 14 сентября 1997 г. Мечеть построена по проекту Р.Ж. Баязитова. Мечеть имеет два симметричных минарета высотой 41,5 м, диаметр купола составляет 26 м. Вместимость – 2000 чел.; мечеть располагает площадями для моления на цокольном этаже, в центральном зале и в галерее. В комплекс мечети входят также здание медресе (рассчитанное на 200–250 учащихся),магазин халяльного мяса, магазин мусульманской литературы и атрибутики. Работают также Дом ритуальных услуг и кафе, в котором проводятся благотворительные обеды и ифтары. На территории Духовно-просветительского комплекса общей площадью в 2 гектара есть источник минеральной воды, которая продается под названием «Зам-Зам». Председатель совета религиозного объединения мусульман «Ярдям», имам-хатыб мечети – Махмут Велитов. Первым имамом-хатыбом мечети с момента ее открытия является Зиннур Хасянов. Другие имамы – Фарид Сейфуллин, Исмаил Велитов. Религиозная община «Ярдям» входит в юрисдикцию Центрального Духовного управления мусульман России (ЦДУМ).

Адрес

Хачатуряна ул., 8

Станция метро

Отрадное

Телефоны

903-60-88


Личный кабинет
Не зарегистрирован
Добавить в Закладки


  Карты Реклама на сайте Гостевая книга Карта сайта О путеводителе  


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS