Путеводитель по Москве

Покровский ставропигиальный женский монастырь

Московский Покровский ставропигиальный женский монастырь Русской Правосланой Церкви расположен у Покровской Заставы (Абельмановская Застава). С 1998 года в Покровском женском ставропигиальном монастыре находятся мощи блаженной старицы Матроны.

Основатель Божедомского Покровского монастыря царь Михаил Фёдорович Романов (1596—1645 года). Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета)Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника - основан, вместо древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях комиссию – близ Коломенской, что ныне Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович. В 1635 году он пожаловал на построение его землю, лежащую впустe за Земляным валом. По обыску воеводы Максима Лихарева и головы Елизара Бесeдного, всей этой земли оказалось 17 четвертей; на нее дана владeемая грамота. Нам неизвестно, при царe Михаилe ли Феодоровичe началось построение этого монастыря; только достоверно, что не прежде, как через двадцать лет послe того, по указу царя Алексия Михайловича, он построен на комнатную его сумму и снабжен церковными утварями и другими потребностями, причислен к Московской епархии. В 1655 году, по просьбе Благовeщенского протопопа, Стефана, царь пожаловал Покровскому монастырю 6 десятин сeнных покосов под Симоновым монастырем в межe Крутицкого митрополита, да лугов Симонова монастыря, «в вечное воспоминание по всeм православным христианам во вeки неподвижно». Не могло же быть без особенного побуждения основание этого нового монастыря в честь Покрова Божией Матери. Первым, вероятно, было существование там издревле Божия, или Убогого дома, на который в праздник Покрова и в Семик совершалось крестное хождение из соборов и монастырей для отправления соборной панихиды над умершими насильственною, или внезапною смертью; другим к тому побуждением была память преставления родителя царя Михаила Феодоровича и деда царя Алексия Михайловича, Патриарха Филарета Никитича, скончавшегося в самый праздник Покрова Божией Матери. С тем вместе основанием нового Покровского монастыря, как бы восстанавливался древний, бывший в Москве при Иоанне Ⅲ. С 1680 по 1731 год святая обитель эта была приписана к Заиконоспасскому монастырю.

Сначала состояла она в Московской епархии, а с 1744 года, по именному указу, причислена к бывшей тогда Крутицкой епархии. Переведенная из Вяземского Предтечевского монастыря семинария сперва в Архиерейский Крутицкий дом, потом в 1751 году в Покровский монастырь, дала этому божедомскому монастырю характер училищного. Когда Покровский монастырь снова приписан был к Московской епархии, семинария 1776 года уничтожена, а семинаристы разосланы по тем епархиям, к которым они принадлежали. Нынe он заштатный, то есть не положенный в Духовных штатах 1764 года и довольствовавшийся только милостинною дачею по 300 рублей ассигнаций в год. Первым, известным нам игуменом Покровского монастыря, был Стефан, прежде протоиерей Благовещенского собора, упомянутый в надписи напрестольного креста 7189 (1679) года и в вышеприведенной грамоте царя Алексия Михайловича.

Пользуясь описями в 1763 году лейб-гвардии Семёновского полка поручика Петра Свиньина и лейб-гвардии Измайловского полка прапорщика Федора Павлова, посмотрим, в каком виде и положении, за сто тому лет, находился этот монастырь и какие в нем были здания.

  1. Соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых, об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля её покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными вeнцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями.
  2. Церковь каменная Покрова Божией Матери, одноглавая, с приделом святого Иоанна Дамаскина.

Колокольня каменная, шатровая, с осмью колоколами и с немецкими боевыми часами.

По описи 1763 года, в ризницe при церквах было однeх риз, или фелоней 45, в числe их парчевыя, изорбатныя, бархатныя, гвоздишныя, золотныя, пукетовыя, китайской парчи, объяринныя и штофныя, камчатныя, барбейраковыя, атласныя, грезетовыя. К ним были подризники, эпитрахили, набедреники, поручи, стихири, воздухи и пр. Некоторые из этих утварей Царский вклад.

Тогда на правой стороне, против церкви Покрова Божией Матери стояли деревянные, одноэтажные настоятельские келлии, на 6 саженях длиною и на 3 саженях шириною, крытые тесом, при них келья холодная и кухня.

Братския кельи против святых ворот были каменные, одноэтажные, длиною на 20, шириною на 4 саженях, крытая дранью; кромe того, две братские кельи ветхия и ещё деревянные кельи с сенями на 81/2 саженях в длину и на 51/2 в ширину. При них были разныя принадлежности.

Елизавета Петровна. Дочь Петра Ⅰ и Екатерины ⅠСеминария помещалась в двухярусном каменном здании с кухнею и погребом. Здание это, сооруженное по указу императрицы Елисаветы Петровны, длиною было 11 сажен с аршином, шириною 6 сажен и два аршина. Мeсто семинарии занято трапезою, монашествующими и другими службами.

Монастырь обнесен был каменною оградой, крытою тесом, с деревянными перекладами, мерою в окружности 224 сажени; по углам ограды пять четвероугольных башен.

В таком виде представляется он на приложенном здесь рисунке начала ⅩⅧ века.

При учреждении Духовных штатов, монастырем управлял игумен Варлаам, определённый по указу консистории Крутицкого архиерея, 1763 года августа 16. Тогда находились там три иеромонаха и три иеродиакона; а теперь всех монахов и послушников 50 человек.

На содержание этого монастыря и монашествующих в 1763 году отпускалось жалованья 109 рублей 42 копейки, а хлеба ржи и овса по 44 четверти и 6 четвериков, с учреждением штатов, только 27 рублей 77 копеек в год. Помещенные здесь два отставные солдата пользовались монашескою трапезой; за исправление должности сторожей им выдавалось жалованья по 336 копеек в год. Теперь, как заштатный, этот монастырь на своем пропитании.

К этому монастырю принадлежали четыре часовни:

  1. подмонастырская с каменною палаткой
  2. в Китай-городе у Москворецких ворот, с каменным строением
  3. в Таганке деревянная, расстоянием от монастыря одна верста. От доброохотных дателей сии часовни приносили в 1763 году доходу в монастырь до 50 рублей ассигнаций в год
  4. в первой Мещанской улице, у Креста, на левой стороне, одна из трех часовен, между урочищами Серединкою и Крестовскою заставой; она каменная, в новом стиле, с кельею для часовника; с давних времен принадлежа Покровскому монастырю, она именуется Покровскою. В ней семь старинных местных икон с надписанием тропарей: Распятие с предстоящими, Спаситель и Божия Матерь, Покров Ея, Святители Николай и Филипп, Коронование Богоматери, Святая Троица.

Усердные богомольцы, на пути своём в Троицкую лавру, помолясь там в часовнях Предтечевской и Крестной, или Филипповской, останавливаются у Покровской призвать себе на помощь Божию Матерь, осеняющую верующих своим покровом. По указу Петра Ⅰ 13 декабря 1720 года, дана во владение этой обители подмонастырская земля, мeрою в первом месте длиннику 420, поперечнику 550 саженей, в другом 191/2 десятин и полполтрети десятины. Земля эта тогда отдавалась в наем по 80 рублей в год.

При таких ограниченных средствах, обитель эта оскудела, здания ее обветшали и требовали починки, только поддерживали ее кладбище и благочестивые вкладчики, которые способствовали к обновлению и украшению этого заштатного монастыря.

Покровский миссионерский монастырь. Вид богодельни для престарелых. 1904 годОграда во многих мeстах разсeлась. В 1783 году, она была разобрана и не прежде, как через 16 лeт, возобновлена Московским купцом Мeщаниновым, который в 1799 году устроил в северо-западном углу монастыря каменную богадельню на 12 человек мужеского пола, а 1810 года госпожа Хлeбникова на Семёновской улице каменную богадельню для женского пола. Таким образом, где было последнее пристанище для убогих мертвых, там устроен приют для убогих живых.

Обветшавшие церкви Всех Святых и Покрова Божией Матери были разобраны, одна в 1792 году, другая 1806 года. Посреди монастыря одноглавая каменная церковь в честь Всех Святых, сооруженная иждивением Московского купца Диомида Мeщанинова, освящена Московским митрополитом Платоном, а приделы её: в память крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806, совершена в 1810 году, иждивением доброохотных дателей и старанием строителя Ионы. В верхнем ярусe по сторонам Покровского храма престол во имя св. Апостол Петра и Павла, устроенный Московским купцом Алексeевым, а по левую, в честь Святителя Николая; в нижнем: Святителя Ионы митрополита, святого Илариона великого и преподобного Нила Столобенского. Незадолго пред 1812 годом, вступил в управление монастырем строитель Иона, старец добрый, благочестивый и ревнительный к благолепию дома Божия; его простодушная ласковость привлекала благочестивых вкладчиков и едва только стал он устраивать и украшать святую обитель, как наступила тяжкая година испытания для Москвы и для Покровского монастыря – 1812 год.

По возвращении своем в Москву из Вологды, (куда он отправился в 1812 году) 23 ноября того же года, Иона нашёл святую обитель опустошенною и в ней девять братий. У настоятеля потребовалось от начальства примерной сметы, сколько нужно суммы на возобновление сожженных зданий и на вспоможение братии. Представлена была смета в 13 700 рублей. Девять же остававшихся и ограбленных братий объявили, что "они вспоможения не требуют". Неусыпными попечениями Ионы вскорe возобновлен был полуразрушенный монастырь; в 1814 и 1815 годах освящены архиепископом Августином восстановленные храмы в память Всех Святых, что ныне Словущего Воскресения и Тихвинския Божией Матери. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом.

Вскоре после 1812 года, началось в этом монастыре богослужение, явились благочестивые вкладчики , которые содействовали трудам настоятеля своими пожертвованиями для благолепия дома Пресвятой Богородицы. Вылит был на их иждивение большой колокол, который в 1833 году возвестил монастырю о кончине доброго его пастыря Ионы.

Рвение к устроению и благолепию святой обители наследовал преемник отец Ионы Амвросий. Он заботился не только о внешнем благоустройстве, но и о приведении в лучший порядок церковного богослужения, по чиноположению общежительных монастырей, которое и доныне поддерживается в этом монастыре. Он не мало оставил в нем памятников своей деятельности. Его старанием, вместо старой ограды монастырской, простиравшейся на 320 сажен, сооружена новая, гораздо выше прежней, с осмью башнями и переходами, на 302 сажени; кромe того, выстроены: настоятельский двухэтажный и такой же братский корпусы; к трапезному пристроены 14 келлий, у восточных ворот конный, рабочий двор с конюшнею, сараями и кладовыми, с помещением для рабочих и пять келлий братских. При нем начато распространение Воскресенской церкви, которую доканчивал уже преемник его Иоанафан. В течении шести лeт его управления, довольно времени отнимала у него болезнь.

Между тем соборная церковь оказалась тесною; тогда искусным архитектором Быковским сооружена обширнейшая о пяти куполах, вместившая в себе часть старой, в последствии разобранной: в средине ея, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стена главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые белою жестью и увенчанные вызолоченными крестами. Кругом средняго трибуна под сводами храма помещена ризница, освещаемая окнами из боковых куполов.

Стройное и величественное это здание в Романском стилe, подходящем к Греческому; орнаменты внешних его стен, окон, дверей и куполов во вкусе того же стиля. Внутренность собора соответствует самой внешности. От главного храма, или так называемого корабля, под куполом трибуна отделяются лёгкими арками на столпах два придельные престола. В средней части престол в честь Воскресения Христова, северный, во имя Тихвинской Божией Матери, южный, в память св. Мученицы Александры, празднуемой 6 ноября. Три части храма, три его отделения, три престола и три входа выражают символическую его тройственность. С простором в храме соединено полное его освещение из стeнных окон и трибуна, с разнообразием частей гармоническое единство целого, проявляющее идею храма. Поставленные на трехстепенной солеe алтарные иконостасы главного и придельных престолов украшены искусною резьбою с богатою позолотой; одни образа в них старинные Греческого стиля из прежняго иконостаса, другие вновь написаны в Фряжском пошибе. Из них особенно замечательна роскошно украшенная древняя и досточтимая икона Тихвинской Божией Матери. Главный алтарь, хотя и не обширный, отличается своим великолепием, его иконостас в пять ярусов. Свод над престолом в виде сени покоится на шести столпах, под мрамор, которыми с той и другой стороны отделяется южное и северное предалтария. На стенах и сводах алтаря, храма и трапезы олицетворены деяния из земной жизни Спасителя и лики Святых опытной кистью Артари, Мягкова и Tивейского. В приличных местах соответственные изречения святого Писания начертаны церковно-славянским каллиграфом Леонтием Лепешкиным. К пространной и светлой трапезе примыкает поместительный притвор храма.

Другая церковь на восток, позади первой, двухъярусная, одноглавая с тремя полукруглыми выступами на восток; она стоит на месте прежней Покровской, строенной на царское иждивение; начата сооружением в 1806 году и окончена в 1814 году. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой сторонe св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Иллариона великого и Нила Столобенского. Таким образом церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов.

Колокольня монастыря. Фото 1905 года. Взорвана в 1926 годуТрехъярусная колокольня на восток построена 1799 года, в Нeмецком стилe, вышиною со шпилем и крестом 15 сажен. В ней замeчательны старые колокола, литые славным в свое время мастером Слизовым, как видно из слeдующих надписей на полилейном: «1750 году марта 28 день вылит се колокол во обитель Покрова Престыя Бцы, что при Москвe на убогих домeх, при державe благочестивeйшия и самодержавнeйшия великия императрицы Елисаветы Петровны, самодержцы всероссийской и при наследнике её внука Петра Ⅰ и великом князе Петре Феодоровиче, и супруге его великой княгине Екатерине Алексeевне; весу в нем 130 пуд, лил мастер Констентин Михайлов снъ Слизов.» На будничном: «1747 году апреля 12 дня вылит сей колокол во обитель Покрова Пресвятые Бцы, что на убогом дому, старанием строителя иеромонаха Силы; вкладчика Данилы Яковлева сна Земсково и протчих христолюбивых дателeй, вeсу 66 пуд, 27 ф. лил мастер Костантин Михайлов снъ Слизов.»

По правую сторону от входа в монастырь двухэтажныя каменныя покои настоятельские, а по лeвую братския келии. В первых бывают заупокойныя трапезы об усопших, положенных на монастырском кладбищe; зала нижняго этажа украшена собранием гравированных и литографированных видов русских монастырей, между которыми есть довольно рeдкие, а в верхнем этажe собрание гравированных и литографированных портретов Российских архиереев.

Церкви и колокольня, сооруженная в одном стилe, представляют нам этот старинный монастырь совершенно новым и красивым.

Покровский ставропигиальный женский монастырь содержит приют для девочек на 40 человек.

Покровский монастырь с 1998 года является местом нахождения мощей блаженной старицы Матроны. Ежедневно Покровский ставропигиальный женский монастырь посещают до 3 тысяч паломников, в воскресные и праздничные дни их число доходит до 25 тысяч, в дни престольных праздников - до 50 тысяч.

Некрополь Покровского монастыря.

Кладбище при Покровском монастыре площадью 5,4 га было крупнейшим монастырским некрополем Москвы. Здесь были похоронены многие члены семейства Боткиных (в том числе писатель Василий Петрович Боткин, коллекционер Дмитрий Петрович Боткин, чаеторговцы Пётр Петрович и Пётр Кононович Боткины); купцы и благотворители Хлудовы (из них наиболее известен Алексей Иванович Хлудов); коллекционер Пётр Иванович Щукин; создатель грамматики якутского языка преосвященный Дионисий (Хитров); видные представители грузинского духовенства. Значительная часть некрополя после 1934 года была снесена. На его месте разбит Таганский парк.

Покровский женский ставропигиальный монастырь адрес

Адрес

109147, Москва, Таганская улица, дом 58

Проезд

Станция метро "Марксистская”, выход на ул. Таганская, далее любым транспортом (автобус, троллейбус) до остановки Большая Андроньевская; станции метро "Крестьянская застава" или "Пролетарская", далее 5 минут пешком до площади Абельмановская застава.

Телефон

+7 (495) 911-49-20

Покровский ставропигиальный женский монастырь карта

Покровский ставропигиальный женский монастырь карта


Личный кабинет
Не зарегистрирован
Добавить в Закладки


  Карты Реклама на сайте Гостевая книга Карта сайта О путеводителе  


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS