Путеводитель по Москве

Смута

События Смуты ⅩⅦ века можно назвать и случайными, и закономерными, потому что другого такого сочетания неблагоприятных обстоятельств в российской истории трудно вспомнить.

Причиной начала Смуты явился династический кризис. Иван Ⅳ, умерший в 1584 году, не оставил сильного преемника. Первого сына, Ивана, он убил в припадке гнева, второй, Фёдор, был слабоумным, третий, Дмитрий, был ещё младенцем. Умирая, царь создал при Фёдоре Иоанновиче регентский совет, куда входили Богдан Яковлевич Бельский, Иван Петрович Шуйский, Иван Фёдорович Мстиславский, Никита Романович Юрьев и Борис Фёдорович Годунов. В первое время после смерти Грозного наибольшей силой среди регентов пользовался родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев; но вскоре болезнь и смерть его расчистили дорогу к власти другому опекуну, шурину царя, Борису Фёдоровичу Годунову.

Борису Годунову сообщают об его избрании на царствоБорис Фёдорович Годунов быстро освобождается от конкурентов. Иван Фёдорович Мстиславский в 1585 году постригся в монахи. Летом 1586 года Иван Петрович Шуйский, опираясь на преданных ему московских посадских людей, пытался совершить переворот и устранить Бориса Фёдоровича Годунова, однако сам оказался в ссылке, где через несколько лет был умерщвлен. Борис Фёдорович Годунов стал фактическим правителем государства. У царя Федора не было детей (единственная дочь умерла еще в младенчестве), и казалось, что честолюбивому боярину остается один шаг до престола. Но на пути стояло препятствие – живущий в Угличе сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Как писал Сергей Фёдорович Платонов: «царевич Дмитрий Иванович был убиен от Данилы Битяговского повелением московского боярина Бориса Годунова». В 1598 году после смерти царя Федора Земский собор избрал Бориса Годунова царём.

26 февраля, в неделю Сыропустную Борис Годунов въехал в столицу. Первые два года сего царствования казались лучшим временем России с ⅩⅤ века или с её восстановления: она была на высшей степени своего нового могущества, безопасная собственными силами и счастьем внешних обстоятельств, а внутри управляемая с мудрою твердостью и с кротостью необыкновенною.

Среди естественного обилия и богатства земли плодоносной, населенной хлебопашцами трудолюбивыми; среди благословений долговременного мира, и в царствование деятельное, пала на миллионы людей казнь страшная: весною, в 1601 году, небо омрачилось густою тьмою, и дожди лили в течение десяти недель непрестанно, так, что жители сельские пришли в ужас: не могли ничем заниматься, ни косить, ни жать; а 15 августа жестокий мороз повредил как зелёному хлебу, так и всем плодам незрелым.

Король Польский и великий князь Литовский Сигизмунд ⅢВ результате неурожайных лет 1601-1603 годов, в стране развился страшный голод. Он продолжался три года и был усугублён циничной спекуляцией зерном. Все попытки царя поправить ситуацию с помощью раздачи денег, бесплатного хлеба и организации общественных работ к успеху не привели. Только в Москве умерло 127 тысяч человек. Голод привёл к взрыву социального недовольства и падению престижа Бориса Фёдоровича Годунова. В 1601 году в Речи Посполитой (федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского) появился молодой человек по имени Григорий (в миру Юрий Богданович) Отрепьев, монах, бежавший из России. Выходец из дворянской семьи, он был холопом Фёдора Никитича Романова – сына Никиты Романовича Юрьева. Когда в 1600 году Борис Фёдорович Годунов обвинил Романовых в заговоре и отправил в ссылку, Фёдор Никитич был пострижен в монахи с именем Филарета, Отрепьев постригся в монахи Чудова монастыря Московского Кремля. В Речи Посполитой он стал слугой крупного православного магната князя Адама Вишнецкого и в 1603 году открыл ему свою «тайну»: он не монах, а сын Ивана Ⅳ, чудом спасённый царевич Дмитрий. Перейдя в католичество и посулив польскому королю Сигизмунду Ⅲ Смоленск и Чернигово-Северскую землю, а воеводе Юрию Мнишеку (в дочь которого Марину Отрепьев влюбился) – Псков и Новгород, он сумел получить право набрать в Польше добровольцев для похода в Москву. В 1604 году с 4 тысячами поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков Лжедмитрий Ⅰ переправился через Днепр. Он выбрал окольный путь к Москве, так как на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское восстание и Лжедмитрий Ⅰ получил здесь необходимые подкрепления и припасы. Крестьянство было уверено, что наконец-то появился «добрый царь», «спаситель».

13 апреля 1605 года Борис Фёдорович Годунов скоропостижно умер, вероятно, от апоплексического удара, хотя некоторые современники полагали, что царь отравился, предчувствуя крах. Царевичу Фёдору Годунову не удалось воцариться, хотя официально он был провозглашен наследником, присланные от Лжедмитрия гонцы всколыхнули москвичей, и они бросились громить царский дворец и дома Годуновых. Фёдор Годунов с матерью и сестрой были арестованы и вскоре умерщвлены. В живых осталась только Ксения, которую постригли в монахини под именем Ольга и некоторое время держали в столице для услады самозванца. Гроб царя Бориса Фёдоровича Годунова восставшие с позором выбросили из Архангельского собора. После всяких поругательств он был захоронен в убогом Варсонофиевском монастыре вместе с женой и сыном. Только после воцарения Василия Шуйского его перезахоронили в Троице-Сергиевом монастыре. Этим Борис как бы лишался прав на царский титул и официально объявлялся узурпатором, с помощью преступлений незаконно захватившим престол. Так русское общество отомстило Борису Фёдоровичу Годунову за то, что он решился стать первым выборным царем, нарушив вековые традиции престолонаследия. После внезапной смерти Годунова в апреле 1605 года Лжедмитрий Ⅰ торжественно въехал в Москву и стал царём.

Однако, не смотря на определённую популярность среди войск и населения, укрепиться Лжедмитрию Ⅰ на престоле не удалось. Он не сумел заручиться поддержкой ни одной из социально-политических сил. Желая привлечь на свою сторону русское дворянство, Лжедмитрий Ⅰ щедро раздавал земли и деньги, но их резервы оказались не беспредельны. Не решился он восстановить и Юрьев день, чего так ждали крестьяне. Бесчинства поляков в Москве вызывали острое недовольство посадских и служилых людей. В результате боярского заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 года Лжедмитрий Ⅰ был убит. В те, дни когда тело Дмитрия лежало на площади, были ночью морозы, и в этом нашли соотношение с Дмитрием. «Пока тело его не будет уничтожено, не избыть беды Московской земле!» - говорили в Москве. Несчастное тело вырыли, привезли опять в Москву и сожгли. Бросили его в огонь, - обгорели руки и ноги, а тело самое не сгорело; донесли об этом Василию Ивановичу Шуйскому, уже царю; тогда, по царскому велению, тело изрубили в куски и опять бросили в огонь. Потом пепел собрали, всыпали в пушку и выстрелили из этой пушки, обратив на запад, откуда названный Дмитрий пришел в Москву.

Иван Исаевич Болотников является с повинной перед царём Василием Ⅳ ШуйскимЧерез два дня после смерти царя Дмитрия из среды боярского правительства избран был в цари князь Василий Иванович Шуйский. При воцарении ему пришлось дать «крестоцеловальную запись», в которой он обещал строго соблюдать феодальную законность: не налагать ни на кого опалы и не казнить без суда и не отнимать имущества у родственников осужденных, а также не слушать ложных доносов, а проводить тщательное расследование. Летом 1606 года началось восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Осенью 1606 года войска Болотникова осадили Москву и больше месяца пытались взять её. Однако в ноябре дворянские отряды под руководством Прокопия Петровича Ляпунова и Филиппа Ивановича Пашкова, примкнувшие к восставшим, перешли на сторону Шуйского, а осенью 1607 года царским войскам удалось окончательно разгромить Болотникова. Подавление восстания мало что изменило в стране. Правительство Шуйского пыталось лавировать: с одной стороны, улучшило положение холопов, с другой – установило пятнадцатилетний срок сыска беглых крестьян. Манёвры «верхов» привели к тому, что ими оставались недовольны и помещики и крестьяне. Неудивительно, что в 1607 году на Брянщине появился молодой человек, объявивший себя спасшимся царем Дмитрием. В отличие от первого самозванца Лжедмитрий Ⅱ с самого начала был ставленником польских феодалов. Не успев соединиться с Болотниковым, он, тем не менее, сумел собрать силы (как в Польше, так и в России) и в 1608 году двинулся к столице. Дойдя до Москвы, самозванец засел в Тушине, где начала действовать Боярская дума и свой «патриарх» - ростовский митрополит Филарет (Фёдор Романов). Главную роль в Тушинском лагере играли отряды шляхтичей из Речи Посполитой, занимавшиеся разбоем, грабежами по всей стране. Они безуспешно пытались в течение 16 месяцев захватить сильную крепость - Троице-Сергиев монастырь. Международные отношения ещё более осложнили ход Московских дел. Шла вражда между Швецией и Польшей из-за того, что у выбранного короля польского Сигизмунда Ⅲ отнял наследственный престол его дядя Карл Ⅸ. Так, как второго самозванца, хотя и негласно, но довольно явно поддерживало польское правительство, то царь Василий Ⅳ Шуйский обратился за помощью против тушинцев к Карлу Ⅸ. Переговоры, ведённые племянником царя Скопиным-Шуйским, окончились посылкой вспомогательного отряда под начальством генерала Делагарди, за что царь Василий Ⅳ принуждён был заключить вечный союз со Швецией против Польши и пойти на другие тяжкие уступки. Сигизмунд Ⅲ отвечал открытым разрывом с Москвой и осенью 1609 года осадил Смоленск.

Александр Корвин-Гонсевский17 июля 1610 года бояре потребовали, чтобы царь Василий Шуйский отрёкся от престола. Участники заговора обещали выбрать царя позднее, а пока в Москве стали править семь бояр – Семибоярщина. Напуганные размахом крестьянского движения и ростом анархии в стране, московские бояре, не смотря на протесты патриарха Гермогена, заключили договор с польским королевичем Владиславом о «признании его на царство». В договоре повторялась присяга Шуйского, но оставался вопрос о переходе Владислава в православие. На основании этого договора польские войска вошли в Москву, и наместник Владислава (тому исполнилось лишь 15 лет) Александр Янович Гонсевский стал распоряжаться в стране. В Москве Александр Янович Гонсевский в октябре 1610 года арестовал некоторых сопротивлявшихся его власти бояр. 30 ноября 1610 года с призывом к борьбе против интервентов выступил патриарх Гермоген, но вскоре и он оказался под стражей.

Иностранный гнет не устраивал ни крестьянство и посадских людей, ни дворянство. В стране вызревала идея всенародного ополчения для спасения России. Первое ополчение сформировалось в начале 1611 года в Рязани под руководством Прокопия Петровича Ляпунова. К нему присоединились казаки, служилые и посадские люди из других городов.

В марте ополчение осадило Москву, но освободить её не смогло, захватив лишь Белый город. Более того, летом того же года оно фактически распалось из-за разногласий между дворянами и казаками. В конце 1611 года Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол; на смену убитому Лжедмитрию Ⅱ в Пскове уселся Лжедмитрий Ⅲ, какой-то Сидорка; первое дворянское ополчение под Москвой со смертью Ляпунова расстроилось. Между тем страна оставалась без правительства... Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию.

Таким образом, поводом к смуте послужило насильственное и таинственное пресечение старой династии. Государственный порядок признавался возможным только при государе именно из этой династии. Поэтому, когда династия пресеклась, и государство оказалось ничьим, люди растерялись. Это событие привело к борьбе политической и социальной. Различные слои московского общества искали своего царя или ставили своего кандидата на царство. Так начался социальный разлад между разными слоями русского общества. Но общество не распалось, расшатался лишь государственный порядок. Когда надломились политические силы общественного порядка, оставались ещё крепкие связи национальные и религиозные.

С конца 1611 года, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнувшей земли.

Смутное время для Московской Руси началось не тогда, когда она оказалась в кризисе. И даже не тогда, когда приняли исторически назревшее решение ориентироваться на Запад, провести западнические реформы и идти путём Запада. Смутное время на Руси началось и год за годом продолжалось тогда, когда раз за разом не удавалось найти успешную стратегию реализации выбранного курса.

Нужна была новая стратегия. Её нашли идеологи православной церкви, и среди них - Авраамий Палицын. Разработанная ими стратегия преодоления Смуты - выдающееся достижение Московской Руси, своего рода аттестат о её зрелости, о её праве на существование.

Бояре и духовенство просят князя Пожарского возглавить ополчениеПризывные грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия, расходившееся из Троицкого монастыря, подняли нижегородцев под руководством их старосты, мясника Кузьмы Минина. На призыв нижегородцев стали стекаться оставшиеся без дела и жалованья, а часто и без поместий, служилые люди, городовые дворяне и дети боярские, которым Минин нашёл и вождя, князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Так составилось второе дворянское ополчение против поляков. Месяца четыре ополчение устраивалось, полгода двигалось к Москве, пополнялось по пути толпами служилых людей. Под Москвой стоял казацкий отряд князя Трубецкого, остаток первого ополчения. Казаки были для земской дворянской рати страшнее самих поляков, и на предложение князя Трубецкого отвечала отказом. Но скоро стало видно, что без поддержки казаков ничего не сделать. В октябре 1612 года казаки взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не решилось штурмовать Кремль, сидевшая там горсть поляков сдалась сама, доведённая голодом до людоедства. Казацкие атаманы, а не московские воеводы, отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, направлявшегося к Москве, чтобы воротить её в польские руки, и заставили его вернуться домой.

Встал вопрос об организации власти, естественно, по привычному образцу: предстояло выбрать нового царя.

Царь и Великий Князь всея Руси Михаил ⅠВожди земского и казацкого ополчения, князья Пожарский и Трубецкой, разослали по всем городам государства повестки, призывавшие в столицу духовные власти и выборных людей из всех чинов для земского совета и государственного избрания. В январе 1613 года в Москве собрался на редкость многолюдный Земский собор, в котором принимали участие выборные из дворян, духовенства, посадских людей, казаков, стрельцов и, видимо, черносошных крестьян. Наиболее приемлемой для всех собравшихся стала кандидатура шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета. Дело в том, что семейство Романовых устраивало все слои русского общества.

Итак, выход из смуты нашли национальные и религиозные силы. Враждующие классы общества наконец соединились, но не во имя какого-либо государственного порядка, а во имя национальной, религиозной и простой гражданской безопасности. Смута прекратилась борьбой всего земского общества со вмешавшимися во внутреннюю борьбу сторонними противоземской и чуженародной силами.

Историки начала века, соглашаясь с видным русским юристом, последователем Гегеля Борисом Николаевичем Чичериным, считали, что главное в русской Смуте - кризис и обновление "государственного организма". Поэтому основное внимание в своих исследованиях они уделяли изучению государственного строя России названного периода, судьбе и экономическому положению того сословия, которое его поддерживало и укрепляло - дворянству. Однако обобщающей работы о Смутном времени до настоящего времени не существует. Для того, чтобы попытаться дать всестороннее определение содержанию понятия Смутное время следует проанализировать выводы ведущих учёных-исследователей дореволюционного и современного периода, свидетельства современников.


Личный кабинет
Не зарегистрирован
Добавить в Закладки


  Карты Реклама на сайте Гостевая книга Карта сайта О путеводителе  


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS