Путеводитель по Москве

Московская православная духовная академия

Общие сведения

Московская православная духовная академияОснованная в 1685 году и первоначально именовавшаяся Славяно-греко-латинской академией, Московская духовная академия является первой высшей школой России и крупнейшим центром развития православной науки и образования в Русской Православной Церкви.

Московские духовные школы включают в себя 4 структурных подразделения: Московскую духовную академию, Московскую духовную семинарию, Регентскую и Иконописную школы.

Ректором Московских духовных школ является архиепископ Верейский Евгений.

Московская духовная академия – научно-богословский, образовательный и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия по программам аспирантуры и докторантуры. К вступительным экзаменам в Академию допускаются лица мужского пола, успешно окончившие духовную семинарию по стандарту 5-летнего срока обучения. Срок обучения в академии – 3 года.

Московская духовная семинария – высшее духовное учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов согласно Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования специалиста в области православного богословия с пятилетним сроком обучения. В семинарию принимаются лица мужского пола православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование. Выпускники семинарии могут быть рукоположены в священный сан. Успешное окончание семинарии дает право на поступление в духовную академию.

При Московской духовной академии и семинарии действуют сектор заочного обучения, миссионерский отдел, греко-латинский кабинет, церковно-археологический кабинет, издательство; издается научно-богословский журнал «Богословский вестник», студенческий журнал «Встреча».

Регентская школа — специальное православное учебное заведение, готовящее руководителей церковных хоров для Русской Православной Церкви. В Регентскую школу принимаются лица мужского и женского пола православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование.  Заведующим школы является архимандрит Михаил (Борей).

Иконописная школа — специальное православное учебное заведение, готовящее иконописцев и вышивальщиц для Русской Православной Церкви. В Иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование. Заведующим школы является архимандрит Лука (Головков).

Также при академии действуют Высшие богословские курсы, образованные в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Ⅱ для предоставления мирянам дополнительного образования по направлению «Теология».

Греко-латинский кабинет

Греко-латинский кабинет при Московской духовной академии был учрежден по благословению архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии и семинарии в феврале 1998 года. В нем продолжились занятия новогреческим языком, начатые с 1993 по 1994 учебного года известным филологом-неоэллинистом Виктором Григорьевичем Соколюком, при содействии Киккского монастыря (остров Кипр) в лице игумена монастыря епископа Никифора и архимандрита Исаии. Последний с 1994 по 1997 год обучался в Московской духовной академии.

После преждевременной кончины В.Г. Соколюка 21 июля 1997 года преподавание новогреческого языка продолжил его сын Алексей Викторович, выпускник факультета иностранных языков Московского педагогического университета и философского факультета Государственного Афинского университета.

Одним из самых важных направлений деятельности Кабинета стала организация регулярных занятий классическими языками. В настоящее время изучение древнегреческого и латинского языков продолжается в Семинарии от двух до четырех лет, в зависимости от успеваемости учащихся. Изучение латинского начинается уже со второго курса, греческого — на год позже. Такое опережение позволяет студентам приступить к более сложной греческой грамматике, уже обладая некоторым багажом универсальных знаний из области морфологии и синтаксиса. Пройдя базовый курс, студенты приступают к чтению оригинальных текстов из Священного Писания и святоотеческого наследия. Преподавание ведется с использованием методик и учебных пособий, разработанных специально для изучения классических языков в семинарии.

Помимо общеобязательных языковых дисциплин в Кабинете проводятся факультативные занятия разных уровней сложности как языковыми, так и другими филологическими и гуманитарными дисциплинами. Особенной популярностью среди учащихся пользуется новогреческий язык — ежегодно в группу записывается около тридцати человек, не только студентов Московских духовных школ, но и насельников Троице-Сергиевой Лавры.

В Греко-латинском кабинете ведутся и другие занятия, помогающие студентам глубже понять греческую духовную культуру. Так, со второй половины 2003/04 учебного года здесь начал проводиться рассчитанный на несколько лет курс византийского пения под руководством Костаса Фотопулоса.

Преподаватели и студенты переводят учебные пособия и научные исследования, святоотеческие сочинения с древнегреческого, новогреческого и латинского языков, занимаются редакторской работой, принимают участие в подготовке справочника-указателя переводов святых Отцов на русский язык.

Библиотека Кабинета насчитывает свыше трех тысяч книг и постоянно пополняется. Основной фонд библиотеки составляют книги по патрологии, византологии, новейшей истории Греции, классической филологии, а также языковые словари и энциклопедии, современная богословская литература, художественные произведения греческих и кипрских авторов. Такой богатый книжный фонд был сформирован благодаря поддержке Киккского монастыря, Афинской Архиепископии, Афинской академии наук, Патристического института при монастыре Влатадон, богословского факультета Фессалоникийского университета и других организаций.

Греко-латинский кабинет поддерживает тесные связи с Грецией и Кипром, его сотрудники принимают участие в конференциях, в совместных культурных и образовательных проектах. Студенты, с отличием окончившие курс новогреческого языка, продолжают учебу и стажируются в Греции. Некоторые из них проходят языковую практику от месяца до года на курсах, организуемых Институтом балканских исследований, программой «Ясон», Патрским университетом, ряд студентов учится на богословских факультетах Афинского и Фессалоникийского университетов.

Миссионерский отдел

Миссионерский отдел — студенческая организация, которая осуществляет служение благовестия силами учащихся МДАиС вне стен духовных школ. Отдел создан по благословению ректора архиепископа Верейского Евгения в сентябре 1999 года. Основными целями Отдела являются:

  • осуществление и координация просветительско-миссионерской деятельности
  • подготовка студентов к миссионерскому служению

В рамках указанных целей Миссионерский отдел выполняет следующие задачи:

  • миссионерское    служение    в    образовательных,    медицинских    и    культурных учреждениях, воинских частях
  • пастырско-миссионерская подготовка студентов
  • православное (богословское) образование граждан
  • подготовка    миссионеров-катехизаторов    для    всех    видов    образовательных учреждений

Деятельность Миссионерского отдела осуществляется по следующим направлениям:

  1. Участие в учебном процессе: совершенствование существующей программы по Миссиологии, разработка тем  по теоретической  и  практической миссиологии, научное руководство в написании кандидатских диссертаций и дипломных работ по     миссиологии,     методическое     руководство     и     контроль     прохождения миссионерской   практики,   организация   лекций специалистов   в области практической миссиологии для студентов МДАиС
  2. Регулярное проведение миссионерских бесед в различных светских учреждениях
  3. Катехизаторская деятельность. Отделом организованы при Петро-Павловском подворье Троице-Сергиевой Лавры и при Хотьковском Покровском женском   монастыре трехгодичные богословско-катехизаторские курсы для мирян. Оказывается консультативная помощь организаторам и преподавателям катехизаторских курсов городов России
  4. Проведение миссионерских акций и концертов
  5. Участие в миссионерских экспедициях. Сотрудники Отдела и студенты МДАиС принимают участие в ежегодных миссионерских экспедициях в труднодоступные районы Архангельской области и на Чукотку
  6. Издательская деятельность — выпуск миссионерских сборников для бесплатного распространения
  7. Благотворительная деятельность — создание библиотек православной литературы в государственных и общественных учреждениях

Педагогический кабинет

Педагогический кабинет Московской духовной академии создан по распоряжению ректора академии архиепископа Верейского Евгения в 1999 году. В сентябре 2009 года сотрудники отметили десятилетний юбилей. Заведующим Педагогическим кабинетом с момента его создания является кандидат педагогических наук, доцент МДАиС игумен Киприан (Ященко).

Созданию Педагогического кабинета предшествовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 2 октября 1997 года, согласно которому в 1998/1999 учебном году в учебный план духовных семинарий была включена обязательная дисциплина «Педагогика и психология». В 1999 году Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви утвердил программу учебного курса «Православная педагогика». Педагогический кабинет внес существенный вклад в разработку и организацию преподавания этого курса, по которому в настоящий момент ведется обучение педагогическому мастерству будущих пастырей в 22 семинариях страны.

В 1999 году между Русской Православной Церковью и Министерством образования Российской Федерации был подписан договор о совместной деятельности, и создан Координационный совет по взаимодействию. В результате сотрудничества в государственных школах было разрешено религиозное образование, принят православный стандарт по теологии и подготовлена база для введения в светских образовательных учреждениях нового предмета «Основы православной культуры».

Новые возможности духовно-нравственного просвещения современного общества поставили перед Церковью необходимостью воспитания компетентных священнослужителей, обладающих необходимыми педагогическими знаниями, способных духовно объединить и направить учительскую интеллигенцию, родителей и непосредственно молодежь. В связи с этим архиепископ Верейский Евгений поставил перед новым структурным подразделением Академии – Педагогическим кабинетом – следующие приоритетные задачи: серьезная теоретическая подготовка по курсу «Православная педагогика» и организация для семинаристов педагогической практики. На данный момент предмет «Православная педагогика» и прохождение педагогической практики являются обязательными в большинстве семинарий страны.

На теоретико-ознакомительном этапе педагогической подготовки семинаристы изучают особенности церковной и светской систем образования в современной России, основные педагогические принципы и категории, их взаимосвязь с богословскими и нравственными понятиями и возрастными особенностями детей, законами дидактики, а также – проблемы воспитания по творениям Святых Отцов, учителей Церкви, великих педагогов.

Практически-деятельный этап заключается в активной подготовке к преподавательской деятельности будущих церковнослужителей. Для этого Педагогическим кабинетом для студентов Семинарии организуются посещения образцовых детских образовательных учреждений (Православных центров), встречи с ведущими учителями и методистами. Оказывается содействие в проведении семинаристами духовных бесед в библиотеках и открытых уроков в общеобразовательных школах. Кроме того, студенты семинарий при поддержке Педагогического кабинета проводят массовые детские праздники на Рождество и Пасху, всероссийские конкурсы на лучшую Рождественскую и Пасхальную программу с участием ста детских церковных коллективов из пятидесяти епархий. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Ⅱ, дважды присутствовавший на Пасхальных детских праздниках, организованных нашими учащимися, отметил высокий уровень подготовки студентов. Для многих выпускников педагогическая практика послужила началом необходимой для духовного становления современного российского общества работы с нецерковной молодежью.

Важным направлением образовательной деятельности Педагогического кабинета с 2001 года стали Высшие Богословские Курсы при МПДА. Именно здесь постепенно сформировалась образовательная среда, в которой наряду с интенсивным освоением педагогических и богословских знаний стал возможен обмен педагогическим опытом и методиками между Педагогическим кабинетом и специалистами многих духовных и светских учебных заведений.

В настоящее время Педагогический кабинет выполняет следующие основные функции:

  1. Учебно-методическое обеспечение духовной семинарии по предмету «Православная педагогика», целью преподавания которого является овладение педагогическими компетентностями, необходимыми для современного священнослужителя РПЦ.
  2. Организация и проведение в общеобразовательных учреждениях педагогической практики семинаристов, направленной на подготовку будущих пастырей к самостоятельной учебно-воспитательной работе.
  3. Организация научной деятельности: научно-методическое руководство в написании дипломных исследований студентами семинарии по педагогической тематике, а также содействие в защите кандидатских и докторских работ в государственных и церковных диссертационных советах.
  4. Научно-методическое и информационно-методическое обеспечение духовных учебных заведений РПЦ, осуществляемое с целью учебно-методической помощи преподавателям Педагогики: анализ, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта церковного обучения и воспитания; разработка учебных программ, пособий, дидактических материалов и т.д.
  5. Развитие дополнительного богословско-педагогического образования и повышения квалификации для выпускников богословских образовательных учреждений – священнослужителей и мирян, в рамках которого Педагогический кабинет является рабочей исполнительной структурой Отдела дополнительного образования Учебного комитета РПЦ.
  6. Разработка инновационных форм духовно-нравственного просвещения.

Педагогический кабинет будет и в дальнейшем оказывать содействие работе Отдела дополнительного образования Учебного комитета РПЦ, осуществлять психолого-педагогическую подготовку будущих пастырей на уровне бакалавриата и магистратуры, разрабатывать новые направления деятельности в сотрудничестве с партнерами светской системы образования, в частности развивать последипломное образование выпускников духовных учебных заведений и теологических факультетов в сфере педагогики и социальной деятельности на приходе. Педагогический кабинет также будет проводить для студентов и выпускников духовных учебных заведений, церковно- и священнослужителей педагогические чтения, методические выставки, конкурсы педагогического мастерства, стажировки и лектории с целью повышения педагогической квалификации, выявления интересных инициатив, обобщения пастырско-педагогического опыта.

ЦАК

Церковно-археологический кабинет имени Святейшего  Патриарха Московского и всея Руси Алексия Ⅰ при Московской Православной Духовной Академии берёт своё начало с 1871 года, когда по инициативе ректора МДА протоиерея Александра Горского одно из помещений библиотеки было выделено для небольшой коллекции монет, икон и картин. 12 сентября 1880 года Святейший Правительствующий Синод определил: «Разрешить учреждение Церковно-археологического музея при Московской Академии». В 1892 году по ходатайству преподавателя Церковной археологии и литургики профессор А.П. Голубцова музей переведён в помещение бывших Царских чертогов.

После 1917 года Московская Духовная Академия была закрыта. Прекратил своё существование и Церковно-археологический музей, коллекция которого бесследно исчезла.

Воссоздание академического музея связано с возрождением Московских Духовных Школ и возвращением их в 1948 году в Троице-Сергиеву Лавру. Святейший Патриарх Алексий Ⅰ в 1950 году благословил иеромонаха Сергия (Голубцова) организовать Церковно-археологический кабинет (ЦАК).

Над возрождением ЦАКа в течение 20 лет трудился, его заведующий, профессор МДА, протоиерей Алексий Остапов. При нём была сформирована основная часть коллекции, куда вошли многочисленные дары Святейшего Патриарха Алексия Ⅰ, а также пожертвования известных иерархов, священнослужителей и простых мирян Русской Православной Церкви.

В настоящее время экспозиция ЦАКа расположена в 12 залах бывших Царских чертогов и насчитывает более 20000 предметов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

Иконописная школа

Иконописная школа — специальное православное учебное заведение, готовящее иконописцев, и являющееся структурным подразделением Московской духовной академии. В Иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование. Срок обучения — 3 года на первой ступени и 2 года для остающихся на вторую ступень.

Иконописную школу возглавляет заведующий, утверждаемый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси по представлению ректора Московской духовной академии. С 1996 года по нынешнее время заведующим Иконописной школой является архимандрит Лука (Головков).

Адрес

141310, Московская область, город Сергиев Посад, Красногорская площадь, дом 6

Телефон

Канцелярия МДА: +7 (496) 541-5601, факс: +7 (496) 540-3160
Приёмная Ректора МДА: +7 (496) 541-5550, факс: +7 (496) 541-5505

Личный кабинет
Не зарегистрирован
Добавить в Закладки


  Карты Реклама на сайте Гостевая книга Карта сайта О путеводителе  


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS