Путеводитель по Москве

О путеводителе

Путеводитель по Москве. Главная страница порталаОписания Москвы так богаты наблюдениями современников, что сами по себе могли бы стать предметом научного исследования. Москва рассмотрена в самых разнообразных планах — ее архитектура, исторические и художественные ценности, культурные традиции, развитие ремесел, строительства... Пушкинская Москва, музыкальная Москва, Москва и история техники, оборонительные сооружения древней Москвы, транспорт Москвы, история города... Даже названиям московских улиц посвящены специальные разделы.

Что касается путеводителей, то они теперь даже делятся на жанры — от всеобъемлюще справочных до кратких специальных. В 1982 году появился наиболее полный, своего рода энциклопедический путеводитель Ю. Н. Александрова «Москва. Диалог путеводителей». Однако путеводителей архитектурных все еще не хватает. Можно назвать лишь две книги такого рода — это «Москва. Архитектурный путеводитель» и «Москва. Путеводитель». Лишь в самые последние годы начали появляться архитектурно-исторические путеводители аналитического характера — «Каменная летопись Москвы», а затем увлекательная книга «Музыка в камне».

Но и этим разнообразием жанров тема Москвы не исчерпана — всегда в ней остаются незатронутые или пока мало освещенные грани жизни города. К ним вполне можно отнести впечатление от архитектуры Москвы. Как, возразит читатель, не может быть, чтобы за всю многовековую историю Москвы об этом никогда не писали! И он будет прав. Впечатлениями об архитектуре Москвы тянуло поделиться многих — как говорится, от А. Олеария до Ю. Нагибина. П. Вяземский и К. Батюшков, А. Пушкин и Н. Гоголь, М. Лермонтов и Ап. Григорьев, А. Герцен и В. Белинский, Г. Берлиоз и Э. Верхарн и многие другие русские и зарубежные поэты и писатели, музыканты выразили свое эмоциональное видение Москвы. И все же, думается, древняя Москва еще ждет своего Стендаля, который в начале прошлого столетия с такой глубиной воссоздал облик Милана, Рима, Неаполя, Флоренции в своем блестящем литературном исследовании, посвященном архитектуре и нравам городов Италии. Богатейший материал таит и архитектура Москвы. А пока такая капитальная книга о ней постепенно, как река из лесных ручейков, формируется из впечатлений множества наших современников. И авторы этой скромной книжки поставили перед собой частную задачу: попытаться проанализировать архитектурные истоки того эмоционального воздействия, которое оказывает Москва на современника. Отсюда особый жанр книги — это своеобразный путеводитель по Москве, описание неторопливых архитектурных прогулок по «самым московским», на взгляд авторов, районам города. Эта задача и определила подбор объектов, которые представляются наиболее характерными в красочном калейдоскопе московской архитектуры. Поэтому читатель не должен искать здесь систематизированных сведений исторического характера, отражения социально-политических сторон жизни Москвы той или иной эпохи и т.д. Конечно, архитектура — особый вид искусства, и в ней преломляется множество различных факторов, но всему свое место. В данном случае речь пойдет лишь об особенностях нашего эмоционального восприятия города. Ограниченные этой задачей и весьма скромным объемом книги, авторы вынуждены были отобрать сравнительно узкий круг объектов, а экскурсы в прошлое совершать лишь в тех случаях, когда без них трудно раскрыть особенности восприятия архитектуры. Как мы видим город, как формируются первые впечатления о нем, как они меняются в ходе углубленного ознакомления с архитектурой — думается, обращение к этим мало освещенным сторонам зодчества будет интересно для многих читателей.

Интересно наблюдать, как по-разному знакомятся люди с Москвой. Одни начинают с многочисленных путеводителей и справочников и порой теряют при этом непосредственность собственного восприятия; другие принципиально отказываются от всякой предварительной информации и, останавливаясь перед тем, что им кажется интересным, то и дело смотрят в видоискатель фотоаппарата— но разве это не мешает непосредственности впечатлений? Как же быть?

Конечно, было бы наивно надеяться, что можно составить общую для всех методику знакомства с городом, тем более столь сложным и богатым историко-архитектурными памятниками, как Москва. И тем не менее — как все же облегчить ознакомление с архитектурой города?

Ведя читателя по Москве, авторы решительно отказываются навязывать ему свое видение города. Они хотят лишь раскрыть специфику московской архитектуры, показать красивое, подчас захватывающе интересное там, где зачастую не замечают ничего особенного. Бесстрастное созерцание, даже дополненное знанием тех или иных' фактов, не может раскрыть сложнейшего мира архитектуры. Как во всяком искусстве, в архитектуре многое, необходимо не только понять и осмыслить, но и прочувствовать, чтобы затем по-настоящему увидеть.

Вот мы узнаем, например, что здание построено тогда-то таким-то зодчим, что оно имеет такие-то размеры, столько-то комнат, что это такой-то стиль, что, наконец, здесь жил тот или иной прославившийся в истории страны человек. Все это, несомненно, полезные сведения, но всегда ли они влияют на наше видение, всегда ли раскрывают живое, трепетное содержание архитектуры?

Исключительно разнообразны те впечатления, которые способна рождать архитектура. Вот Санкт-Петербург — как выразить то наиболее характерное, что суммирует все богатство впечатлений об этом городе? Думается, это прежде всего строгая и величественная архитектурная система. В любом месте города мы всегда ощущаем на себе ее покоряющее влияние. Ведь и огромная новая часть Санкт-Петербурга в развитии его Генерального плана так или иначе отразила принцип строгой организации, положенный в основу застройки исторического ядра города.

Москва в основе своей иная. Старинный московский центр захватывает прежде всего неожиданностью архитектурных ситуаций, их непредсказуемостью, живописными случайностями. Здесь ничто не раскрывается сразу, и каждый поворот старой улицы сулит по-московски неожиданные точки.

Естественно, столь различные по архитектурной организации города и воздействуют на нас по-разному. И есть ли вообще смысл в вопросе: какой город красивее? Разные города — это разные архитектурные явления.

Принято сравнивать архитектуру, с музыкой. Действительно, как и музыка, она таит в себе огромный по разнообразию диапазон эмоций. В камне оказываются выраженными и предельно мощные ударные ритмы, и тончайшее*пианиссимо. Как и в музыке, в архитектуре может звучать ясная, мажорная, воспринимаемая без напряжения мелодия какого-то классического ансамбля с его группировками колонн,, акцентами портиков, ритмом аркад. Но совсем иное и не менее сильное эмоциональное воздействие способен оказывать средневековый город, где основная тема отнюдь не мелодична, а, скорее, сбивчива, противоречива, контрастные акценты зачастую случайны. Аналогии этих двух искусств родились, по-видимому, не случайно. Да и композиционные средства выражения образов у них, в сущности, идентичны — ритм, повтор, контраст, нюанс...

Музыка в камне! Но ведь и на концертах, где звучит самая вдохновенная музыка, можно увидеть скучающего человека: он не слышит... А город? Тем более такой сложный в архитектурных проявлениях, как Москва! Увидеть его, открыть для себя, почувствовать тоже не так просто. И люди идут и идут по городу, чтобы увидеть, понять и почувствовать. Повсюду — у знаменитых старинных памятников архитектуры и впечатляющих современных сооружений, в узеньких старых переулках с мрачноватыми дворами и потемневшими от времени стенами, на молодых бульварах новых районов, где фон пейзажа формируют еще строительные краны,— повсюду встречаешь людей, для которых познание своего города стало увлекательным занятием. Обсуждают, спорят, приводят исторические факты, замечают многое из того, на что не обратит внимания новичок. Одни уже видят, берут на себя роль гидов, другие пока только приобщаются.

Да, впечатления, рождаемые архитектурой, несомненно, окружены «полем» субъективного. Архитектура воздействует на человека как искусство, а потому вряд ли может строго и до конца поверятся формулами. И все же в определенной своей части архитектура более других видов искусства обусловлена множеством объективных факторов, поддающихся анализу,— утилитарно-функциональных, конструктивно-технологических, исторических, социально-культурных, психофизиологических, сугубо профессиональных. Потому-то и объяснима архитектура более других видов искусства. Это позволяет сделать объектом анализа, казалось бы, самые сокровенные тайны гармонии, установить причины горьких архитектурных неудач. Объяснимо и впечатление монументальности, которое производит здание в каких-нибудь два этажа, и впечатление необычайной легкости и изящества сооружений, вершина которых теряется в облаках.

Знакомясь с городом, люди, естественно, обращаются к книгам, надеясь углубить понимание его архитектуры. Поэтому, сознавая свою ответственность перед читателем, авторы стремились к максимальной обоснованности оценок; и если не все они покажутся читателю достаточно убедительными — что ж, значит, он уже умеет видеть город и анализировать свои впечатления.

Вот мы стоим у старинного особняка. Строгая организующая сила симметрии, величие мощного портика, пластика прекрасных деталей производят сильное впечатление. Такое воздействует сразу, покоряя наглядным выражением гармонии. А затем уже хочется проникнуть в замысел зодчего, понять, чем данная композиция отличается от аналогичной.

Но вот мы идем узкой, то и дело петляющей старой улочкой, и дома, прижавшиеся друг к другу, кажутся совсем непримечательными. Как к этому относиться? А между тем в путеводителе сказано, что эта, казалось бы, неказистая улочка — заповедная архитектурная зона, уникальный фрагмент старинной городской среды. Увидеть прекрасное в таком его проявлений действительно сложнее, но, проникнув в него однажды, человек по-настоящему обогащает свое эстетическое восприятие города.

Нет, одни только факты и внушительные цифры еще не обеспечивают свободного чтения «каменной летописи». Нужно время, чтобы накопленные знания и собственные наблюдения дали импульс эстетическим переживаниям. Поэтому смотреть Москву надо неторопливо: город сложнейшей, веками складывавшейся структуры невозможно ощутить и понять мимоходом.

В историческом центре Москвы есть немало своеобразных, глубоко самобытных уголков. Пройтись по таким местам приглашает наш Путеводитель по Москве, знакомящего с историей и художественным своеобразием столицы.


Личный кабинет
Не зарегистрирован
Добавить в Закладки


  Карты Реклама на сайте Гостевая книга Карта сайта О путеводителе  


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS