Путеводитель по Москве

Садовое кольцо

Садовое кольцо у пересечения с Новым АрбатомСадовое кольцо, также Кольцо Б — круговая транспортная магистраль в центре Москвы. Длина — 15,6 км, ширина — 60-70 метров.

Исторически Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых — земляной вал, представлявший собою замкнутое кольцо протяжённостью около 16 километров.

Вал был насыпан в 1591—1592 гг. по повелению Бориса Годунова вскоре после опустошительного набега на Москву орд крымского хана Казы-Гирея. Поверх него была выстроена дубовая стена высотой до 5 м, с 34 выездными и примерно ста глухими башнями. Снаружи вдоль вала прорыли ров и заполнили его водой. Вал, построенный удивительно быстро, всего за год, москвичи называли «Скородомом» (официальное название — Деревянный, а позднее — Земляной город). Земляным городом стали называть и территорию между валом и Белым городом, а также Москва-рекой. Земляной город населяли ремесленники, крестьяне и мелкие торговцы, тогда как Замоскворечье — в основном стрельцы, почему оно часто называлось Стрелецкой слободой.

В эпоху Смуты (1598—1613) деревянные стены и башни сгорели. Сам же вал остался и вскоре был надсыпан, а поверх него построили «острог» — частокол из толстых брёвен, заострённых кверху.

К концу ⅩⅦ века Земляной вал утратил своё значение как фортификационное сооружение, превратившись в таможенную границу города. Перед въездами в город возникают рынки, из них наиболее известны Сухаревский и Смоленский.

К концу ⅩⅧ века острог и вал постепенно разрушились, местами вал был срыт, в результате чего образовались просторные площади и проезды. В пожар 1812 года почти все строения по обе стороны вала были уничтожены огнём.

По проекту Комиссии для строения Москвы, утверждённому в 1816 году, остатки вала было предложено снести, обмелевший и осыпавшийся ров — засыпать, а на их месте создать широкую кольцевую улицу, мощённую булыжником. Под мостовую и тротуары отводилось 25 м из общего расстояния между двумя линиями домов, уже тогда достигавшего 60 м. На остальном пространстве домовладельцы были обязаны устроить палисадники из насаждений по своему вкусу. Так было положено начало Садовому кольцу.

К 1830 году, за некоторыми исключениями, проект был реализован. Без палисадников остались участки Садового кольца, расположенные в Замоскворечье, а также площади. Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а Новинский вал, как место народных гуляний, до 1877 года оставался широкой площадью.

В 1870-х годах были проложены пути для трамваев на конной тяге (конка), которую в 1912 году сменили трамваи на электрической тяге. Маршрут назывался «Б» (в просторечье — «букашка»).

В начале ⅩⅩ века на кольце на месте малоэтажных домов началось интенсивное строительство многоэтажных коммерческих, административных и жилых зданий. На многих улицах и площадях, входящих в состав Садового кольца, шли ожесточённые уличные бои во время революционных событий 1905 года. Западная часть кольца густо покрылась баррикадами, защищавшими рабочие районы от наступавших царских войск.

В октябре 1917 года многие участки Садового кольца стали местом кровопролитных схваток между красными и правительственными отрядами за контроль над центром города. Особо упорные бои происходили в районе Крымской, Зубовской и Кудринской площадей. Акт о капитуляции правительственных войск был подписан в одном из зданий на Садовой-Триумфальной улице.

После революции реквизированные у собственников доходные дома были заселены рабочими, кольцо стало застраиваться жилыми и общественными зданиями. Были ликвидированы вначале Сухаревский, а затем и Смоленский рынки.

В 1930-х годах, в соответствии с планом перепланировки Москвы Кагановича, Садовое кольцо было соединено и заасфальтировано. В 1937 году для расширения проезжей части была снесена вся линия садов. Через Москву-реку были переброшены новые мосты — Крымский и Краснохолмский. В 1936-1937 годах трамваи линии Б сменили троллейбусы. Полностью кольцевое движение было организовано лишь в 1963 году.

В 1941 году на некоторых участках Садового кольца были возведены мощные оборонительные укрепления и узлы сопротивления. 17 июля 1944 года, после разгрома немецких войск в Белоруссии, по Садовому кольцу прошёл «парад» немецких военнопленных.

После войны реконструкция Садового кольца возобновилась с ещё большим размахом. В 1948-1954 годах на Садовом кольце были возведены три из семи сталинских «высоток». В начале 1950-х годов была построена Кольцевая линия Московского метрополитена, южная часть которой (от станции «Курская» до станции «Парк культуры») прошла под Садовым кольцом. С 1960-х годов улицы постепенно превратились в проспекты с тоннелями, развязками, эстакадами и подземными переходами в наиболее загруженных местах — на Крымской, Самотёчной, Таганской, Добрынинской, Октябрьской площадях, площади Маяковского (Триумфальной) и на пересечении с проспектом Калинина (Новым Арбатом).

Улицы и площади Садового кольца

  • Триумфальная площадь
  • Садовая-Триумфальная улица
  • Садовая-Каретная улица
  • Садовая-Самотёчная улица
  • Самотёчная площадь
  • Садовая-Сухаревская улица
  • Малая Сухаревская площадь
  • Большая Сухаревская площадь
  • Садовая-Спасская улица
  • Лермонтовская площадь
  • Площадь Красные Ворота
  • Садовая-Черногрязская улица
  • Площадь Земляной Вал
  • Площадь Цезаря Куникова
  • Улица Земляной Вал c Площадью Курского Вокзала
  • Таганская площадь
  • Нижняя Краснохолмская улица
  • Улица Зацепский Вал
  • Павелецкая площадь
  • Валовая улица
  • Серпуховская площадь
  • Улица Коровий Вал с Житной улицей
  • Улица Крымский Вал c Калужской площадью
  • Крымская площадь
  • Зубовский бульвар
  • Зубовская площадь
  • Смоленский бульвар
  • Смоленская-Сенная площадь
  • Смоленская площадь
  • Новинский бульвар
  • Кудринская площадь
  • Садовая-Кудринская улица
  • Большая Садовая улица
  • Оружейный переулок
  • Известковый переулок

Карта Садового кольца


Личный кабинет
Не зарегистрирован
Добавить в Закладки


  Карты Реклама на сайте Гостевая книга Карта сайта О путеводителе  


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS